Автор: «Аргументы и факты»
Опубликовано : 2010-01-27 00:05:00
Сорвать урок - типичная забава учеников старших классов
2010 год объявлен в России Дмитрием Медведевым Годом учителя.
«Задача государства - повысить престиж учительского труда», - сказал
президент. Как обещают власти, будет пересмотрена системы оплаты, в
частности учителей начальной школы (см. «АиФ» № 3 за 2010 год).
Чтобы привлечь в школу молодых педагогов, Министерство образования
выделит в течение ближайших двух лет тысячу грантов по 500 000 руб.
каждый. По программе «Наша новая школа» будет проведена модернизация
всех учебных заведений страны. Эти меры необходимы, и очень хорошо, что
государство наконец взялось за решение этого вопроса.
Но престиж профессии учителя не поднять одними только финансами и
модернизацией. Общество относится к педагогам потребительски, и это
отношение проецируется на наших детей, которые ежедневно приходят в
школу. О том, что происходит за школьными стенами, о взаимоотношениях
учителей и учеников - журналисты «АиФ» и эксперты.
Эта история случилась недавно в школе одного из райцентров
Ставропольского края. История неоднозначная. Имена её участников
изменены, потому что она не закончена.
Сорвать урок - типичная забава части учеников старших классов. Об
этом знают учителя и реагируют по-разному: не обращают внимания,
вступают в полемику, выгоняют из класса. Когда восьмиклассник Михаил в
очередной раз стал мешать вести урок, учитель решила обратиться за
помощью к старшему дежурному по школе. «Мне казалось, что слово
одиннадцатиклассника будет для него весомее, чем моё», - говорит теперь
Ирина Михайловна. Никто в тот момент не думал, что всё закончится
уголовным делом. Сначала были попытки разговора, а потом Михаил пнул
ногой старшего дежурного Ивана и обозвал нецензурным словом. За что
получил от того по губам. «Тебе теперь не жить, - пообещал Михаил. - А
ты (это уже к учительнице) вообще пожалеешь, что здесь работаешь».
«Вам в школе нет места», - заявила на следующий день пришедшая в
школу мама восьмиклассника. «Да, я была неправа и приношу свои
извинения, но, может, и вы, со своей стороны, объясните сыну, как надо
вести себя на уроках», - пыталась поговорить с ней Ирина Михайловна. Но
диалога не получилось. А через несколько дней на Ивана было заведено
уголовное дело о причинении малой физической силы по заявлению матери
Михаила. «Если уйдёшь из школы по собственному желанию, заберу
заявление», - озвучила своё условие родительница. Выбора у Ирины
Михайловны не было: Иван - её родной сын. Отдав школе и детям больше 15
лет жизни, она уходила оттуда почти преступницей.
Ученики Ирины Михайловны решили отстоять любимую учительницу, тем
более что однозначно отреагировали на историю: виноват Михаил. Они
устроили у отдела образования города митинг с требованием разобраться в
ситуации по справедливости. Чиновники разобрались: директор школы и
завуч написали заявления по собственному желанию, в школе идут проверки.
Уголовное дело на Ивана не заведено, Ирина Михайловна до сих пор не
может прийти в себя, мать Михаила однозначно уверена в своей правоте, а
он по-прежнему ведёт себя на уроках развязно. Новый директор школы
от официальных комментариев отказалась. Учителя на условиях анонимности
говорят, что теперь они совершенно беззащитны перед такими учениками,
как Михаил. А часть учеников в голос заявляют: мы - заказчики услуг,
которые нам предоставляют учителя, если нам кто-то из них не нравится,
мы его уберём. Большинству из них не нравится, когда им делают замечания
за плохое поведение и ставят двойки за неуспеваемость. Замкнутый круг.
Иван Шестаков
«Дети богачей считают нас прислугой»
Голландец Микки Р. уже 15 лет живёт в России и несколько лет
проработал учителем английского в престижнейшей московской школе. После
окончания договора он буквально сбежал из учебного заведения для особо
обеспеченных.
«В этой школе учатся дети российских олигархов. Стоит обучение
примерно 1,5 тысячи евро в месяц. О водителях, телохранителях, шикарных
машинах и одежде, думаю, вы догадываетесь. Но я никогда не предполагал,
чтобы так отмечали детские дни рождения! Как-то утром застал в коридоре
группу одетых в чёрное людей, которые растягивали плакат в школе «С днём
рождения, Миша!», другие в это время разливали в хрустальные бокалы…
вино и шампанское, раскладывали на столах чёрную икру. И это всё для
ребёнка во втором классе! Был скандал. Но это не помешало отцу привезти
настоящий зверинец, чтобы показать цирковое выступление. В школе! Без
всякой страховки от хищников! Зато Миша сразу стал очень важным, крутым,
его даже пятиклассники начали побаиваться.
Ни один ребёнок не уважает учителей, они относятся к ним как к
прислуге. А когда директор говорит, что отчислит за неуспеваемость,
смеются ему в лицо. При этом по итогам сдачи госэкзаменов у всех детей
было только «отлично». Затем они поступали в лучшие университеты страны.
Не раз слышал, как родители говорили: папа не учился и миллионы сделал
(не заработал - сделал!), и ты не пропадёшь, просто диплом нужен.
Частично они уже переняли опыт отцов. Девяти- классники ездят без прав,
бьют машины и никого не боятся, даже милиции. А отношения выясняют
по-взрослому: банда на банду - чаще всего это родительская охрана. Эти
олигархические отпрыски совсем не знают жизни, никогда не спускались в
метро, не общались с детьми из других социальных слоёв, не подозревают,
что в их стране есть бедные и больные. Повзрослев, они нередко
становятся топ-менеджерами в крупных компаниях. А фамилию одного своего
ученика я уже видел в списках политической партии на выборах. Они ещё
будут управлять вашей страной!»
Сельское образование не хуже
«Пока есть школа - живо и село», - говорит Рашид Каримов, директор
школы с. Ангасяк (Башкирия).
«Многое приходит в упадок: сфера бытовых услуг, предприятия, а школа
развивается и всех объединяет. Свет в её спортзале не гаснет до ночи. А
для многих ребятишек получается, что школа - самое светлое пятно в
жизни. Здесь и накормят: у нас два участка земли, на которых ученики
выращивают капусту, картошку, лук, зелень, которые потом идут в общий
котёл школьной столовой. И защитят: родителей-пьяниц наставляем на путь
истинный. И развеселят: сами организуем дискотеки, театральные
постановки. К сожалению, профессиональный театр к нам не доедет, эстрада
тоже.
Считаю, что сельское образование сейчас не хуже городского. А может
быть, где-то даже и лучше. Никто не возьмёт с родителя ни рубля за
дополнительные занятия или даже репетиторство. Нам дико даже думать об
этом. Если ребёнок тянется к знаниям - это ли не счастье?
У учительницы может стоять в хлеву корова недоенная, но она найдёт
время, чтобы подготовить детей к олимпиаде, потому что победа там - шанс
поступить на бюджетное место в хороший вуз. И она потом будет гордиться
тем, что её ученики учатся в университете.
У нас два автобуса, чтобы привозить детей из дальних деревень, где
живёт по несколько учеников. В прошлом учебном году по системе
образовательного нацпроекта государство оборудовало нам шикарный класс
биологии. Такие не в каждой элитной школе есть. Его стоимость 450 тыс.
руб.! Ну разве не здорово? Я бы и сам с удовольствием всю жизнь учился в
такой школе».
«Сделать класс центром жизни»
Валентина
Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:
- Нынешний год объявлен Годом учителя. И, открывая его, президент РФ
Дмитрий Медведев призвал поднять не только заработную плату, но и статус
учителя, сделать школу центром воспитательной работы - не только во
время учёбы, но и во внеучебное время.
Ведь что сейчас происходит. Отсидел ребёнок на уроках - и отправляйся
на все четыре стороны. После 15 часов школа пустеет. Глава государства
призвал вспомнить положительный опыт, который был в советские времена.
Почему бы не возродить кружки, секции? Нужно увлечь ученика, дать ему
возможность заниматься делом. Сделав школу центром жизни ребёнка, мы
решим две задачи: отвлечём его от улицы и поднимем престиж учителя.
Сегодня доля молодых специалистов в школе -7-12%. Это очень мало.
Сейчас специалист приходит после окончания института на мизерную
зарплату. Президент поставил задачу: за 3 года перевести всех педагогов
на подушевую систему оплаты труда, как это сделали в Москве,
Санкт-Петербурге, многих других регионах. Это важно для поднятия
престижа учителя.
«Мы оказались у разбитого корыта»
Владимир
Соловьёв (отец шестерых детей):
- Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе.
Советская школа - хорошая она была или плохая - базировалась на неких
краеугольных камнях. Там существовала чёткая система отношений и внутри
учительского коллектива, и между учителями и учениками. У
преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только
через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую
организации. А когда всё рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а
затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого
корыта. И сейчас, когда мы пытаемся привнести некие западные элементы и
называем это всё ЕГЭ, то в конечном итоге вносим окончательное смятение и
в школу как систему, и в души и умы учеников и учителей.
В эпоху СССР было понятно, кого, куда и зачем выпускает школа. А
кого, и главное - куда она выпускает сейчас? В какую жизнь? С какими
моральными критериями? Что мы должны сказать детям: КАКИМИ они должны
быть, если хотят добиться успеха в жизни? Ролевая модель поведения,
пример для подражания для них - это кто? Явно не учителя! Разве может
учитель быть авторитетом, если родитель в случае какого-то конфликта
может позволить себе прийти и, не стесняясь в выражениях, прямо при
ребёнке высказать учителю всё, что он о нём думает, заставить педагога
вести себя так, как он, папа, считает нужным? Складывается странная
ситуация: с одной стороны, дети оказываются совершенно беззащитными
перед произволом учителей. С другой - учителя не менее беззащитны перед
произволом учеников и их родителей. Идёт война всех со всеми. Добавьте к
этому копеечное финансирование школ и необходимость выживать любой
ценой! Они и выживают: в школе, в которой я когда-то учился, в подвале
оборудовали какие-то мастерские, а в библиотеке пытаются открыть сауну с
массажным кабинетом. Разве это нормально?!
В ситуацию надо вмешиваться незамедлительно. Иначе через несколько
лет мы получим жёстко разделённое классовое общество, в котором дети
изначально будут иметь разные стартовые условия для дальнейшей жизни. А
закончив школу, они окажутся в несмешиваемых социальных средах. У них
будет колоссальная разница в образовании, в представлениях о жизни. И мы
получим идеальные условия для социального взрыва.
Какой он, педагог?
Средний возраст российского педагога - 49 лет (вопреки
распространённому мнению, что большинство педагогов - пенсионеры).
85-89% - женщины
Образование*
88% - высшее
1,7% - незаконченное высшее
10% - среднее специальное
Стаж работы*
- До 2 лет - 3,5%
- От 2 до 5 лет - 4,5%
- От 5 до 10 лет - 9%
- От 10 до 20 лет - 31%
- Более 20 лет - 52%
*По данным на 01.10.08 г.
Доход
Средняя зарплата учителей в 2009 г. - от 11 600 до 17 400 руб. По
данным на апрель 2009 г., работники образования входили в пятёрку самых
малооплачиваемых профессий наряду с трудящимися в сфере здравоохранения,
сельского хозяйства и т. д. В то же время в ряде сельских регионов
профессия учителя - гарантия стабильности.
По данным Госкомстата Федерального портала «Статистика
российского образования», Минобрнауки, Всероссийского педагогического
собрания. Постоянный адрес
статьи: http://www.aif.ru/society/article/32272
|