Попробуем разобраться, как обстоят дела в действительности, на примере
одной из старейших европейских систем образования – английской. Многовековая
репутация английской школы как питомника Черчиллей и Байронов, Ньютонов и
Фарадеев заставляет присмотреться к ней повнимательнее – какими же приемами
достигаются столь впечатляющие результаты?
(Правда, скептики могут возразить, что примеры тут подобраны неудачно, – как
известно, блестящий политик и Нобелевский лауреат Уинстон Черчилль в школе был
заурядным троечником; Байрон в закрытом интернате Харроу был изгоем, то есть,
говоря словами современных психологов, страдал от острой школьной дезадаптации;
Ньютон в школьные годы предпочитал классным штудиям занятия в собственной
импровизированной мастерской, а гениальный Фарадей и вовсе был самоучкой, то
есть полноценного школьного образования вообще не получил. Но не будем слишком
придирчивы – «для красного словца» примеры вполне годятся, а в современной
публицистике «красное словцо» и есть решающий аргумент.)
Говоря о многовековых традициях британского образования, качество которого
признано всем цивилизованным миром, почему-то часто забывают, что традиции эти
– крайне авторитарные. Краеугольным камнем, на котором покоится британская
педагогика, испокон веку была палочная дисциплина, причем палочная в самом
буквальном смысле слова.
Изначально система британского образования ставила перед
собой цель формирования характера, который она определила весьма колоритно –
«мускулистый христианин». Сей гомо сапиенс должен был являть собой гармоничное
сочетание интеллектуального и телесного совершенства. Путь к этой гармонии, по
мысли отцов-основателей британской педагогики, лежал через розгу.
Первое упоминание о телесных наказаниях в английской школе датируется
седьмым веком нашей эры, когда о первой «грамматической школе», основанной при
Кентерберийском аббатстве, монах Эдмир писал следующее: «За пять дней до
Рождества все мальчики по традиции секлись связанными в узел бичами из бычьих
шкур...» И традиция прижилась. Каждая клякса, каждая ошибка в произношении или
неправильный результат в математике, малейший проступок карались поркой.
Нельзя сказать, что ученики безропотно сносили наказания: «Очередное
восстание в 1797 году против безжалостной порки было подавлено безжалостной
поркой», – свидетельствуют хроники того времени. В 1851 году взбунтовался
прославленный Мальборо-колледж. Это восстание было успешней: оно привело к
отставке жестокого ректора, на его место пришел другой, молодой и
прогрессивный. Он стал первым педагогом Британии, узаконившим организованные
игры для школьников как альтернативу дракам и хулиганским выходкам,
процветавшим в мальчишеских закрытых пансионах, иными словами, выпустил из
кипящего котла пар. До того времени игры в большинстве школ воспрещались.
Революционные новации Мальборо-колледжа на этом не закончились: много позже
именно эта школа первой выступила с требованием запретить дисциплинарное битье
розгами младших учеников старшими – иначе говоря, потребовала отменить
узаконенную «дедовщину» в школьных казармах.
Через систему воспитания, положившую в основу телесные наказания, прошли
лучшие сыны и дочери Англии: исключений она не делала ни для кого. В своих
письмах родителям из шотландского пансиона Гордонстоун юный в ту пору наследник
британского престола принц Чарлз в ужасе сообщал: «Здесь абсолютный ад!»
Нынешняя супруга Чарлза Камилла Паркер-Боулз имела «счастье» провести свои
школьные годы в пансионе, отличавшемся такой жестокостью, что о нем ходило
крылатое выражение: «Если ты выдержала Дамбреллс – выживешь где угодно!»
Впрочем, система кар и наказаний в английских школах культивировала не только
кнут – сущим наказанием был и сам образ жизни в пансионах. Вот коротко описание
нравов одной из бурс прошлого столетия: «Никогда не выходить за ворота в
одиночестве; не разговаривать во время обеда; не оставлять на тарелке ни
крошки; носить одежду без какого-либо орнамента, цветастости и прочих
украшательств» и т.д., и т.п. Справедливости ради надо заметить, что
воспитывать палкой принято было не только отпрысков привилегированного
сословия, обучавшихся в элитных частных пансионах, но и детей простолюдинов,
то есть обыкновенных граждан, обучавшихся в государственных бесплатных школах.
Телесные наказания в государственных учебных заведениях просуществовали с
самого их основания, то есть с середины ХIХ столетия, и до 1987 года, когда они
наконец-то были упразднены. Однако в частных школах экзекуции формально
дозволялись до самого недавнего времени. Постепенный переход к совместному
обучению мальчиков и девочек на протяжении ХХ века изменил лишь ритуальную
сторону экзекуции – из соображения приличий наказание ремнем или розгами, ранее
зачастую исполнявшееся показательно, переместилось за закрытые двери кабинетов
классных наставников или наставниц (в зависимости от пола провинившихся); в
классе продолжали практиковаться лишь «легкие» наказания, не затрагивавшие
целомудрия учащихся, вроде ударов линейкой по пальцам. Лишь в последнем году ХХ
века министерство образования Великобритании приняло постановление об отмене
любых телесных наказаний во всех без исключения школах королевства. Любопытно,
что палата общин Британского парламента одобрила сию гуманную инициативу с
перевесом всего лишь в три голоса! Объяснение тому простое: на Альбионе свято
привержены традициям и многие педагоги, а также государственные мужи
(воспитанные все той же бурсой!) искренне верят, что порка не приносит ничего,
кроме пользы.
Надо ли лишний раз напоминать, что ничего подобного
немыслимо было даже вообразить ни в «тоталитарной» советской школе, ни даже в
дореволюционной русской гимназии! Так что в стремлении приобщиться к традициям
гуманистической педагогики нам следовало бы внимательнее присмотреться к
отечественному опыту и уж по крайней мере не устремлять заискивающие взоры за
моря…
А как же обстоит дело в современной английской школе,
вынужденной скрепя сердце отказаться от вековечных «педагогических ценностей»?
Вопреки наивной иллюзии многих российских западников, недавний (о чем как-то не
принято вспоминать) отказ от битья вовсе не означает принципиальной смены
педагогических установок английской школы. Воспитание без наказаний продолжает
оставаться красивой утопией, весьма далекой от действительности.
По оценкам многих независимых наблюдателей, английские учителя в массе своей
весьма авторитарны, нередко кричат на учеников. А для воздействия на
нарушителей порядка разработана детальная система наказаний: дополнительные
домашние задания (часто достаточно бессмысленные, но обидные: например, если ты
жевал на уроке жвачку, учитель может велеть тебе написать сто раз: «Я не буду
больше никогда жевать жвачку на уроке»), ученика могут заставить заниматься на
перемене, в обеденный перерыв или после школы, а в случае серьезного проступка
вызывают родителей и исключают из школы.
Порой применяются и весьма свое¬образные меры педагогического воздействия.
Так, власти английского острова Уайт придумали способ борьбы со школьными
хулиганами: их будут возить в школу на розовом автобусе. Это новшество
полностью поддерживается родителями и учителями. Как ни странно, «розовая
угроза» (именно так уже успели прозвать ребята этот транспорт) отлично помогает.
По словам руководителей комиссии по подростковым правонарушениям острова, у
хулиганов, хотя бы раз проехавшихся в этом унизительного цвета автобусе (где
тем более нет кондиционера), начисто пропадает желание плохо себя вести.
Чтобы разобраться в английской системе школьных наказаний, достаточно
открыть дневник английского учащегося. На первой его странице самым первым
словом значится слово ПОЖАЛУЙСТА, а под ним: приходи вовремя; веди себя тихо;
будь готов к урокам. «Я прочел эти правила и согласен все время выполнять их».
Под этим обещанием ученик ставит свою подпись (и родитель тоже). Перевернем
странички дневника. Вот Кодекс поведения, где подробно расписывается, что в
школе разрешено, что горячо приветствуется, а что воспрещено. Далее – страница,
посвященная поощрениям и наградам, а за ней – раздел санкций. Для тех, кто
обещанное нарушает. Это очень интересный раздел. Он состоит из пяти так
называемых «уровней», ведущих от малых грешков к серьезным проступкам, от
устного замечания учителя – до исключения из школы. Последним караются лишь
рецидивные преступления самого гнусного свойства.
Итак, что же это за хитроумные «уровни»? Если на первом уровне проступков
(скажем, вертелся на уроке, не слушал учителя) санкции не идут дальше
выдворения из класса – причем не более чем на пять минут («чтобы остыть!»), –
то на втором «уровне», если сии грешки повторяются, можно уже посадить ученика
на крючок ежедневных «докладных», которые он сам пишет о своем поведении
классному руководителю, можно контактировать с его родителями. На третьем
«уровне» «докладные» пишутся уже директору школы, на четвертом наказание
неисправимому ужесточается: от временного исключения из школы – отстранения от
занятий от двух дней до недели – до исключения полного. Правда, с возможностью
апелляции и последующего восстановления. Наконец, на пятом этаже санкций, где
преступления носят слишком уж серьезный характер – например, злоупотребление
наркотиками, физическое насилие, оскорбления расистского или сексуального
толка, – наказание может в экстремальных случаях вести к окончательному и
необратимому исключению из школы. Увы, подобные экстремальные случаи в
британских школах не редкость, что в принципе свидетельствует о малой
эффективности всей репрессивной системы. Может быть, поощрением удалось бы
добиться большего?
Примеры в пользу такой позиции уже есть. Так, одна из
худших английских школ выбралась из кризиса, введя «плату за посещение». Теперь
школьникам, не прогулявшим ни одного занятия в течение года, перед летними
каникулами выплачивается 50
фунтов Как рассказал в интервью Би-би-си член местного
совета города Оверден Билл Карпентер, эта школа недавно упоминалась в
английских СМИ как одна из самых слабых по успеваемости. В 1996 году ее даже
пытались закрыть. После того как в школу пришел новый директор Питер Кларк,
ситуация изменилась: успеваемость выросла на 10 процентов. Причина тому видится
в новаторской форме материального стимулирования учащихся.
Однако в национальном масштабе на такие формы стимулирования не напасешься
никаких средств. Поэтому на законодательном уровне принято решение
противоположного свойства. В результате над родителями английских школьников,
прогуливающих уроки, нависла угроза 100-фунтовых штрафов. Вступило в действие
еще одно положение правительственной программы Великобритании по борьбе с
антисоциальным образом жизни и плохим поведением в школах.
Несколько лет назад власти уже ввели положения,
позволяющие наказывать коротким тюремным заключением родителей, открыто
пренебрегающих своими обязанностями. Несколько раз такое наказание уже
применялось, а одну маму наказывали лишением свободы даже дважды.
Английское правительство считает, что молодежь необходимо заставлять ходить
в школу любыми методами. Подсчитано, что в среднестатистический день занятиями
пренебрегают 50 тысяч детей. 21% школьников пропускают без уважительных причин
по 15 учебных дней в год, еще 15% – по 8 дней в год. Замминистра образования
Великобритании Айвэн Льюис отметил, что в ходе недавних облав на прогульщиков
выяснилось, что до половины из них находились со своими родителями.
Кроме штрафа за прогулы детей, отправить в школу могут и самих родителей. В
добавление к штрафам введены специальные занятия для взрослых, направление на
которые будет выдаваться в судебном порядке. Родителей прогульщиков могут
обязать выслушать советы директоров и учителей школы, а также детских
психологов. Может быть, это и есть тот опыт, который не грех перенять?..
Подготовил
Сергей СТЕПАНОВ
по материалам журнала «Образование за рубежом» и информационного портала
BBC-News