Августовские педсоветы в Москве пройдут в довольно нервной обстановке. Столичные власти не спешат разъяснять педагогам новую схему оплаты труда, на которую школы перейдут уже с 1 сентября. Она предполагает, что стимулирующие выплаты будут зависеть от результативности труда учителя. Педагоги опасаются, что власти просто отменят так называемые «лужковские» надбавки, которые и удерживали в школах в последнее десятилетие лучших преподавателей города. Кто и как будет считать, сколько будет стоить «проверка тетрадей», сколько — классное руководство, а сколько — внеклассная работа, не знает и лидер учительского профсоюза Москвы Сергей КУЗИН. Но он уверен, что в процессе реформы школы могут потерять хороших специалистов.
— Самый главный вопрос и к главе департамента образования Исааку Калине и к его команде, которые внедряют в Москве так называемую НСОТ — новую систему оплаты труда педагогов, как с сентября изменятся доходы учителей. Придут ли взамен «лужковских» надбавок стимулирующие выплаты, которые уже успели назвать «собянинскими»? Вы знаете, что изменится в расчетках учителей?
— Что изменится в расчетках — неизвестно. Система оплаты труда учителей будет разрабатываться для каждой конкретной школы. На зарплату будет влиять оценка качества работы педагога, принципы этой оценки сейчас разрабатываются. Каждая школа будет сама решать, как рассчитывать стимулирующую часть. Департамент лишь выдал свои рекомендации по расчету. Неизменной остается базовая часть зарплаты, кроме того, ожидается, что она вырастет на треть.
— «Лужковские» надбавки будут упразднены?
— Надбавки изменятся. Будут обязательные — например, за классное руководство, за проверку тетрадей и еще ряд пунктов. Сохранится ли большинство надбавок, например, заслуженным педагогам или молодым учителям — выпускникам вузов? Теперь коллектив школы будет сам решать, кому и как рассчитывать их.
Растут и будут расти
28 июля руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина заявил, что у каждой из школ, участвующих в пилотном проекте по новым системам финансирования и новым системам оплаты труда, фонд заработной платы значительно увеличился уже в 2011 году. «А в 2012 году увеличение фонда оплаты труда школ Москвы составляет 15 млрд руб. То есть это те деньги, которые позволят значительно поднять зарплаты московских учителей», — цитирует его слова «Эхо Москвы». От более подробных комментариев в ведомстве пока отказываются.
— Вернемся к расчеткам. Сколько будут получать учителя? Больше, меньше?
— Сейчас никто не даст ответ, сколько точно будет получать конкретный учитель.
— А когда станет ясно, как именно и у каких категорий учителей поменяется структура их доходов? 1 сентября?
— Нет. Станет ясно с середины октября. Должна прийти первая зарплата. Бухгалтеры будут считать зарплату каждого учителя. Как будут считать, неизвестно. Это проблема, и я говорил об этом в департаменте. Они опубликовали модель (формирования системы оплаты труда. — «МН»). Там есть формулы трехэтажные, по которым каждый месяц зарплата будет пересчитываться. Я в это не верю. Но только первые полгода покажут или эффективность, или несостоятельность. Профсоюз будет в этом участвовать, будет корректировать это дело. Теоретически учителя, у которых сохранится их нагрузка, потерять в зарплате не могут. Но учитель никогда не будет знать, как в одном месяце его наблюдательный совет посчитает, а как — в другом. Напомню еще раз, что новые принципы начисления зарплат актуальны пока только для 125 школ, которые участвуют в пилотном проекте московских властей.
— Постойте, но участников пилота ведь стало больше. Туда вошел еще ряд школ.
— Да, но они вошли позже. Значит, их и коснется не с 1 сентября, а позже. Кого-то с 1 октября, кого-то с 1 ноября. Вот, например, Минько (Нина Минько, руководитель управления образования Южного округа Москвы. — «МН») всем округом, стройными рядами переходит на НСОТ. Но поскольку они позже подключились, то только с поздней осени.
— Московские учителя опасаются, что если надбавки будет утверждать директор, то это может привести к неравномерному и несправедливому делению.
— По замыслу департамента образования, решать будет не лично директор, а совет школы.
— Вы имеете в виду наблюдательные советы? Те, что сейчас создаются у «пилотных школ» на смену старым, как правило, не работающим попечительским советам?
— Теоретически эти наблюдательные советы уже созданы. Но отследить все школы невозможно, насколько это реальные, а не формальные организации.
— Весной вы опасались, что точно будут отменены надбавки молодым учителям и учителям иностранного языка. Подтверждается?
— Не совсем так. Их уберут из обязательных. Они уйдут в разряд поощрительных. Школа, совет, будет решать: давать молодому учителю надбавку, или не давать. Наш профсоюз выступал категорически против этого решения. Но департамент сказал: пусть школа сама решает, достоин ли молодой педагог. Я сказал Исааку Калине, что мы вернемся к этому разговору через два года, когда вы потеряете полностью приток молодых специалистов в школу. Мы это все уже проходили в Москве. Что я могу сказать: плетью обуха не перешибешь. Но я свое мнение высказал. Посмотрим, как будут развиваться события: начнут ли уходить молодые учителя из школ. Будут ли протестовать заслуженные учителя, которые получили это звание 20 лет назад, а теперь их заслуги, а следовательно — зарплату, пересмотрят. Посмотрим, как это все будет выглядеть.
— Кто занимается созданием новой зарплатной модели?
— Прежде всего в департаменте занимаются. Исполнители — Московский институт открытого образования и Московский центр качества образования. Посмотрим, как будут реагировать люди на их великие усилия.
— А как вы полагаете?
— Будут проблемы.
— А протестовать учителя будут, как обещают?
— Какие протесты? Вы о чем? Люди не пойдут на улицу, и уж тем более массово. А вот из школы пойдут, это факт. Не только учителя, но и директора. Многие директора ушли, потому что поняли, что не справятся с этими новыми правилами. Я лично знаю троих. Массового исхода руководителей, конечно, не будет.
— А учителей?
— Увольнения будут. Но не из-за новой системы оплаты, а потому что штаты школ в Москве раздуты. Они еще при {Любови} Кезиной (экс-руководитель департамента образования, - "МН") были раздуты. Все это знают прекрасно. Утвержденное соотношение учитель-ученик не соблюдается. Я понимаю, что надо делать поправки на бесконечный список форм школ. Есть учебные центры, научные школы, колледжи, лицеи, прогимназии, гимназии обычные. Но все равно в Москве на одного учителя — девять учеников. По России — 16. Но арифметического сокращения не будет. Все будет индивидуально. Есть городские школы, где 200 учеников. Они, как правило, расположены внутри Садового кольца. Там фамилии учеников такие, что мало не покажется. На 200 учеников — 60 учителей. При проектной мощности в 800 учащихся. Это нормально или не нормально? Для их родителей, конечно, нормально.
— Вернемся к зарплатам. Вы сказали, что будут проблемы. Какие именно, как они, по-вашему, должны решаться?
— Все проблемы будут решаться на уровне округа, департамента. Полагаю, будут созданы эдакие летучие бригады, которые будут гасить конфликты, давать директорам по шапке, наводить порядок. Многие директора обращаются к нам. Особенно те, кто в последний момент присоединился к пилотному проекту. Потому что первых 125 школ мы учили три-четыре месяца. И директоров и профсоюзников. Они знают хоть что-то о НСОТ, о том, как все изменится.
— Чему учили?
— Ломается полностью структура финансирования школы. Вот мы и учили, как они должны бороться за учеников, чтобы именно в их школу приходили. Учили, сколько стоит каждый ученик. Как создавать наблюдательные советы. Как систему оплаты труда внутри школы разрабатывать. Какие могут быть конфликтные ситуации, как их решать с точки зрения Трудового кодекса.
— Что ваш профсоюз планирует предпринимать дальше?
— Подождем. В течение полугода каша будет булькать, вариться, переливаться через край. Будут вопли-сопли. Потом все устаканится, оптимизируется. Сколько мы, я имею в виду систему образования, этих реформаторов перелопатили. Перелопатим и этих.