Вебинар «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 9» — 18 мая 2015 г.
И вот он, завершающий урок года в проекте «Электронный учебник – новая образовательная реальность»!
Урок английского языка во 2-м классе по учебнику «Звёздный английский» издательства «Просвещение». Его провела Ольга Николаевна Суханова, учитель гимназии № 1599.
Возможность дистанционного участия была у всех зарегистрировавшихся на вебинар – а это более 5 тыс. педагогов из разных уголков страны.
Интродукция:
– Сможем ли мы выучить на уроке во 2-м классе хотя бы два новых английских слова? – спросил Артём Соловейчик.
– Мы выучим гораздо больше, – улыбнулась Ольга. И оказалась права.
Ход урока.
– Сегодня мы научимся говорить про то, что у нас болит. Откроем планшет (e-book).
Учитель и ученики видят приготовленные учителем картинки с забавным изображением частей тела, а вот и голова… Говорение, коррекция произношения, говорение, коррекция – без нажима, заинтересованно. Потом – найти картинку по слову и показать учителю. Потом присмотреться к буквам, обозначающим слова: «Выберите слово, назовите по буквам, а мы угадаем – покажем картинку». Успех, успех – и улыбки. Потом писать слова по картинке – по команде открывают клавиатуру.
В чате в это время участники пишут: жесты, мимика, показ работают без перевода... карточки не рассыпаются, всё «в одной руке!» Другой вопрос – откуда всё взялось в планшете.
На этот раз учитель добавил в учебник программу Quizlet (учителя иностранного языка хорошо знают сайт Quizlet.com), и вот сейчас учитель скачал её на планшеты и через Личный кабинет, который в этой программе устанавливается, подсоединил планшеты учеников к Личному кабинету. Можно держать весь процесс на виду и наблюдать за индивидуальным продвижением каждого ученика (что усвоено, что нет). Фактически – маленькая безопасная социальная сеть. Возможностей много.
…Покрасить в названный цвет мишку, мышку и еще кого-то на картинке… восстанавливать соответствие между словом и изображением… наконец, двигаться и говорить под ритмичную музыку. «Что случилось – голова болит – как же так, дай посмотреть – прямо здесь…» – песенка охотно разучивается и исполняется с движениями, инструкции понятны, а «стендап» переводить не надо.
Тренажёр – перемена декораций. Контроль. Слово «самостоятельно» переводится. Раздача звёзд. Затем картинка из учебника – там дети тоже получают звёзды. Есть о чём радостно поговорить. Так, совсем незаметно, дело перешло к составлению диалогов! «Пожалуйтесь на то, что у вас болит…» – тема. Учитель активно участвует, а вот и спонтанный момент: «Дмитрий чихнул» – переводится. Общее веселье. Аплодисменты.
Урок длился меньше 23 минут, интенсивность поразительная, но и отдача всех участников огромная. Урок-удовольствие. В чате писали: «Я математик, но как интересно… я биолог, смотрю с восторгом» и так далее. Мастерство не скроешь.
Обсуждение урока
Вначале – ответы на вопросы участников вебинара. Самый частый – «почему не со школьниками». Ответ Артёма Соловейчика – потому что неэтично водить детей на шоу: мы не в школе и не в классе, здесь студия; цель мероприятия – продемонстрировать возможности учителя, работающего с ЭУ. (Что до детей, то «ученики», они же молодые педагоги, в это время продолжали сидеть в Quizlet – увлекло.)
Вопросы от буквоедов: почему не поставили цель и задачу урока… не вредно ли всё время работать с планшетом, почему не работали в тетрадях, с книгой… не может быть, чтобы во 2-м классе учитель обходился без русских слов.
На эти вопросы отвечала Ольга Николаевна. По её мнению, достаточно того, что было сказано вначале: мы научимся говорить о том, что у нас болит. Это достойная цель, понятная детям. Второе: здесь мы показываем возможности работы с электронным учебником, поэтому так много планшета, а книг и тетрадей нет; безусловно, рабочий урок выглядит иначе. Наконец, «урок на языке» – это принципиальная позиция в любом классе. Все инструкции – выбери картинку, перелистни, смахни, открой, кликни – понятны уже из контекста урока, догадка тоже должна работать. Встаньте в круг, встаньте в линейку, напишите… это быстро осваивается.
Как добавила одна из «учениц»: мы бы все нужные слова обговорили с учениками и вывесили на доске, а уж перемещаются в электронном пространстве они куда быстрее нас.
Спрашивали, сколько времени уходит на подготовку такого урока. Учитель сказал любопытные вещи:
– Мы все ежедневно готовимся к урокам, причём содержание подготовки постоянно меняется. Когда-то привыкали к проектору и презентациям, потом к интерактивной доске – и знаем, что надо пробовать, делать, тогда будет получаться. Вот и по ЭУ – это иная подготовка к уроку. Поставить программу на планшеты – 3 минуты; если вы ещё не зарегистрированы в Quizlet, то создать аккаунт – 15 минут. Потом – план, вы видели – мы делали то же, что всегда, только при помощи другого инструмента. Картинки можно принести, можно нарезать алфавит и складывать буквы – всё то же самое можно сделать, но урок получит другую энергетику. Важно другое: с этим материалом ученик может работать сам, много раз и дома.
«Ученики» единодушно отметили: выполнение и проверка ускоряются, обратная связь мгновенная и точная – главный плюс.
Видимо, учитель настолько понравился зрителям («Учитель бесподобен», – писали в чате), что задали и «больной» вопрос: «У вас бывает, что ученики не выучиваются?» – «Бывает. Дети разные. Если старания не прикладываются, ученик не усваивает. Тогда не научишь». Был ли это тест на искренность? «У меня прилив сил от этого урока», – писали в чате.
Также участники вебинара спрашивали про ЭУ других иностранных языков. Артём Соловейчик напомнил, что на сайте «Просвещения» на главной странице справа – «Электронный учебник – новая образовательная реальность», там в разделе «Апробация» есть инструкция для скачивания ЭУ издательства «Просвещение», до 31 мая их можно скачать бесплатно не только себе, но и ученикам. Техподдержка идет постоянно. Учебников с каждым днём прибавляется, сейчас их более 50. Ну а с 1 сентября все учебники придут в школы.
– Помните: пользоваться ими – право учителя, а не обязанность, это позиция Министерства образования, – подчеркнул Артём Соловейчик.
В заключение он подвел итоги вебинарского марафона по ЭУ.
Всего прошло 18 вебинаров, из них девять – открытые уроки. Все материалы в Интернете, с ними познакомились более 122 тыс. человек, из них 60 тыс. смотрели вебинары онлайн (участники). Их цель – открытое совместное обсуждение плюсов и минусов электронного обучения. Сегодня учителя активно скачивают учебники и дают обратную связь. Замечаний приходит немало, они важны для нас. Много предложений из своего опыта. Оказалось также, что учебники с низкой степенью загруженности интересуют меньше, отсюда вывод: предстоит организовать обучение подгрузке полезных программ на планшет, так как решить все задачи учителя издатель пока не может. В целом же открытая апробация идёт в сотрудничестве и при участии педагогов.
Особую признательность Артём Соловейчик выразил педагогам, которые не побоялись ситуации максимальной неопределённости и согласились вести уроки с ЭУ под камеры, без репетиций. Он назвал их поимённо:
Пётр Омельяненко, школа № 1241. Алексей Доронин, школа № 1520. Екатерина Павлова, школа № 627. Анжелика Роянова, школа № 2054. Юлия Абрамова, школа № 2095 «Покровский квартал». Наталья Салюкова, школа № 1317. Лариса Кадырова, школа № 1317. Татьяна Чернявская, лицей № 138. Ольга Суханова, гимназия № 1599.
Спасибо! И – до следующих встреч в новой образовательной реальности!
Людмила Кожурина